Онлайн сервисы от СКБ Контур

Увеличение НДС и рост количества плательщиков налога с 2026 года

Реформа налоговой системы, стартовавшая год назад, не сбавляет темпов, и следующим этапом станут преобразования, касающиеся налога на добавленную стоимость. В статье мы подробно рассмотрим, какие новшества ждут налогоплательщиков с 1 января 2026 года.

1 июля 2025Экстерн

Изменения в НДС с 2026 года

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из важнейших источников пополнения федерального бюджета. Последнее увеличение ставки произошло в 2019 году: с 18 % она была поднята до 20 %. До четвёртого квартала 2025 года вопрос о дальнейшем повышении практически не обсуждался.

Однако в условиях сложной геополитической ситуации и увеличения бюджетных расходов Министерство финансов выступило с инициативой повысить основную ставку НДС на два процентных пункта — с 20 % до 22 % — начиная с 1 января 2026 года (пп. «б» п. 7 ст. 2 законопроекта № 1026190-8). Главной целью такого решения является обеспечение финансирования нужд обороны и безопасности государства.

Проиллюстрировать последствия повышения ставки можно на простом примере. Допустим, компания реализовывала набор карандашей за 120 рублей, при этом 20 рублей из этой суммы составляли НДС и поступали в бюджет. В новых условиях, чтобы сохранить прежнюю выручку в 100 рублей, компании придётся поднять цену до 122 рублей с учётом налога.

Очевидно, что увеличение основной ставки НДС отразится на стоимости товаров и услуг для конечных потребителей — простых граждан. По прогнозам Центрального банка РФ, повышение цен будет носить временный характер, а уровень инфляции вследствие изменения ставки возрастёт приблизительно на 1 процентный пункт. При формировании своих оценок ЦБ ориентируется на опыт 2019 года, когда после предыдущего повышения НДС инфляция увеличилась на 0,6–0,7 процентных пункта.

Кроме того, вслед за основной ставкой изменится и расчётная ставка НДС — она возрастёт с 16,67 % до 18,03 %.

Нововведения для ставок 0%, 5%, 7% и 10%

Налоговые льготы продолжают действовать в прежнем режиме: предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, по-прежнему могут использовать ставки в размере 5 и 7 процентов. Кроме того, сохраняется нулевой НДС для компаний, занимающихся экспортом товаров, а также пониженная ставка в 10 процентов распространяется на ряд особых категорий продукции — например, на продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и другие позиции, включённые в соответствующие списки.

Изменения в системе УСН и НДС
с начала 2026 года

С начала 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения (УСН), стали субъектами обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). При этом те, чей годовой доход не превышал 60 миллионов рублей, автоматически освобождались от уплаты данного налога.

Однако ситуация может измениться: если будет одобрен законопроект № 1026190-8, то с 1 января 2026 года порог освобождения от НДС снизится до 10 миллионов рублей (согласно пункту 1 статьи 2 данного законопроекта). В результате подавляющее большинство предприятий, работающих на УСН, будет обязано уплачивать НДС.

До 10 млн

при доходах до 10 миллионов рублей сохраняется освобождение от НДС;

От 10 до 250 млн

если доход находится в диапазоне от 10 до 250 миллионов рублей, можно будет выбрать либо специальную ставку в размере 5 % (без права на налоговые вычеты), либо стандартные ставки — 0 %, 10 % или 22 %;

От 250 млн до 450 млн

при доходах от 250 до 450 миллионов рублей предлагается либо специальная ставка в 7 % (также без возможности вычетов), либо стандартные ставки — 0 %, 10 % или 22 %.

Важно помнить, что при превышении порога в 450 миллионов рублей налогоплательщик теряет право на применение УСН, и НДС необходимо будет уплачивать исключительно по стандартным ставкам — 0 %, 10 % или 22 %.

Предпринимателям, использующим УСН, уже сейчас следует готовиться к предстоящим изменениям. Введение НДС не только увеличит налоговую нагрузку, но и усложнит процесс налогового учёта. В случае принятия законопроекта им придётся заниматься подготовкой деклараций, оформлением счетов-фактур, ведением книг покупок и продаж.

Снижение порога выручки, освобождаемой от НДС, неизбежно приведёт к росту цен. Так, предприятиям, чей доход в 2025 году составил от 10 до 60 миллионов рублей, чтобы сохранить уровень прибыли, с 1 января 2026 года, вероятно, придётся увеличить цены как минимум на 5 % — именно такова специальная ставка НДС для предприятий на УСН с доходами до 250 миллионов рублей.

Министерство финансов обосновывает необходимость снижения лимита для освобождения от НДС стремлением пресечь практику дробления бизнеса и обеспечить более плавный переход растущих компаний на общую систему налогообложения (ОСНО).

ЕСХН и НДС с 1 января 2026 года

В отличие от тех, кто применяет упрощённую систему налогообложения, производители сельскохозяйственной продукции находятся в более выгодном положении. Им не придётся сталкиваться с изменениями в правилах освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость — порог остаётся неизменным. Пока их годовой доход не достигает 60 миллионов рублей, они вправе не начислять данный налог.

Вероятно, законодатели решили не вносить коррективы в единый сельскохозяйственный налог в этом аспекте, поскольку повышение лимита могло бы стать причиной значительного увеличения стоимости продуктов питания.

АУСН и НДС с 1 января 2026 года

В рамках применения автоматизированной упрощённой системы налогообложения, как и ранее, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в большинстве ситуаций не предусмотрена. Однако существует исключение: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации необходимо осуществить уплату соответствующего налога, а также предоставить в налоговые органы заполненную декларацию. Данная норма закреплена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ.

НПД и НДС с 1 января 2026 года

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ, самозанятые граждане освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Предстоящие изменения в налоговой системе, запланированные на 2026 год и касающиеся НДС, не будут распространяться на эту категорию налогоплательщиков.

Списка операций, освобождённых от обложения налогом на добавленную стоимость

С 1 января 2026 года утратит силу освобождение от НДС, которое ранее предусматривалось подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это означает, что передача исключительных прав на программное обеспечение для электронных вычислительных машин, включённое в реестр российского ПО, будет облагаться налогом на добавленную стоимость по стандартной ставке в размере 22%. Соответствующие изменения предусмотрены пунктом 4 статьи 2 законопроекта № 1026190-8.

Кроме того, с начала 2026 года НДС будет распространяться и на услуги по обслуживанию банковских карт. Существует вероятность, что комиссии за обслуживание платёжных карт увеличатся как минимум на величину ставки НДС, как указано в подпункте «б» пункта 4 статьи 2 упомянутого законопроекта.

Льготы для туроператоров

До 30 июня 2027 года туроператоры могли не уплачивать НДС при реализации туристских продуктов — такая возможность была предусмотрена подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако законодатель предлагает продлить этот льготный период: согласно статье 6 законопроекта № 1026190-8, освобождение от НДС планируется продлить вплоть до 31 декабря 2030 года, причём новая дата начала действия продления — 1 января 2026 года.

Предельный уровень выручки для общепита, позволяющий не уплачивать НДС

В соответствии с изменениями, внесёнными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23 июля 2025 года № 227-ФЗ, с 1 октября 2025 года предприятия общественного питания смогут воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость. Освобождение от уплаты НДС станет доступным для тех предприятий, чей годовой доход не будет превышать 3 миллиарда рублей — ранее предельный уровень составлял 2 миллиарда рублей (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2025 № 227-ФЗ).

Компетенции, связанные с утверждением форматов счетов-фактур

В настоящее время именно Правительство определяет, как должны выглядеть и заполняться счета-фактуры, книги покупок и продаж, а также журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур. Однако в ближайшем будущем ситуация изменится: согласно подпункту «б» пункта 9 статьи 2 законопроекта № 1026190-8, с 1 января 2026 года данные полномочия перейдут к Федеральной налоговой службе.

Пока же действующие правила и формы документов сохраняют свою силу — они будут оставаться актуальными до тех пор, пока ФНС не введёт в действие обновлённые стандарты.

Локализация сбыта продукции в условиях использования электронных торговых площадок

В случае если товар продаётся через электронную торговую площадку физическому лицу, которое находится в одном из государств Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, то территория России не рассматривается как место реализации товара для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

Подготовка к корректировке ставок НДС, которая вступит в силу в 2026 году

Увеличение ставки НДС представляет собой значимый вызов для предпринимательского сообщества. До 2026 года — срока, к которому могут вступить в силу предполагаемые изменения, — остаётся не так много времени. Владельцам обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимателям уже сейчас стоит обдумать стратегию своих действий на случай одобрения соответствующего законопроекта.

Шаг 1 — проведите перерасчёт финансовых моделей ведения бизнеса с учётом различных систем налогообложения

Прежде всего, мы советуем владельцам малого бизнеса, которые применяют упрощённую систему налогообложения и имеют доход в диапазоне от 10 до 60 миллионов рублей, провести ревизию своей финансовой модели. Существует высокая вероятность того, что в скором времени — возможно, уже через пару месяцев — таким предприятиям придётся начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость. Итак, для начала необходимо:

Рассмотрите варианты определения подходящей ставки налога на добавленную стоимость

стоит ли остановиться на льготной ставке в размере 5 % без права на налоговые вычеты или же выбрать общепринятую ставку в 22 % с возможностью применения вычетов.

Рекомендуется связаться с бухгалтерией и выяснить, обладают ли сотрудники необходимыми компетенциями для ведения налогового учёта по НДС.

Возможно, будет целесообразно организовать повышение квалификации работников или рассмотреть вариант привлечения ещё одного специалиста в бухгалтерскую службу.

Всем остальным компаниям необходимо провести детальный анализ своих экономических показателей, принимая во внимание увеличение ставки НДС на два процентных пункта, и при наличии такой необходимости внести соответствующие корректировки в отпускные цены.

Шаг 2 — уделите внимание альтернативным вариантам налоговых режимов

В настоящее время компании, чей доход превышает 10 миллионов рублей, могут выбрать один из трёх налоговых режимов (не считая сельхозналога): упрощённую систему налогообложения (УСН), общую систему налогообложения (ОСНО) и автоматизированную упрощённую систему налогообложения (АУСН). Особое внимание стоит уделить именно АУСН.

На АУСН как и прежде:

  • Отсутствует необходимость в уплате налога на добавленную стоимость и страховых взносов (за исключением взносов, связанных с обеспечением страхования от несчастных случаев на производстве).
  • Предельный размер годового дохода составляет 60 миллионов рублей.
  • Отчётность сведена к минимуму, поскольку Федеральная налоговая служба самостоятельно производит расчёт суммы налога, подлежащей уплате.

Начиная с 2025 года на всей территории Российской Федерации становится доступной автоматическая упрощённая система налогообложения. Каждый субъект федерации вправе внедрить этот налоговый режим у себя, для чего необходимо принять соответствующий региональный законодательный акт.

Разумеется, у автоматической упрощённой системы налогообложения (АУСН) есть свои ограничения. Например, число сотрудников не должно превышать пяти человек, а налоговые ставки немного выше, чем в случае со стандартной упрощённой системой налогообложения: 8 % при выборе объекта налогообложения «Доходы» и 20 % — при выборе «Доходы минус расходы». Тем не менее для представителей малого бизнеса АУСН может оказаться весьма привлекательной альтернативой.

Кроме того, плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) также окажутся в выгодном положении. Они смогут избежать уплаты НДС, если их годовой доход не будет превышать 60 миллионов рублей.

Шаг 3 — внесите изменения в учетную политику для целей налогообложения

В связи с налоговыми изменениям в части НДС налогоплательщикам придется скорректировать свою учетную политику для целей налогообложения. Мы не будем подробно останавливаться на том, какие разделы должны быть в этом документе, но как минимум нужно прописать:

  • какую ставку НДС применяет бизнес;
  • пользуется ли компания правом на налоговые вычеты;
  • как ведется раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций и т. д.

Помните, что в случае налоговой проверки инспектор всегда может запросить учетную политику. А значит, она всегда должна соответствовать действующему налоговому законодательству.

Шаг 4 — осуществите отгрузку товаров не позднее 1 января 2026 года

Независимо от того, какой размер НДС зафиксирован в ваших договорах с партнёрами, ситуация может измениться, если законопроект получит одобрение. С 1 января 2026 года при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг налог придётся исчислять по ставке 22 %, даже если в договорных обязательствах указана ставка в 20 %.

В связи с этим, если на складе имеется товар, целесообразно организовать все отгрузочные операции до конца 2025 года. Это позволит избежать негативного воздействия повышения налоговой ставки на размер прибыли от сделок.

Шаг 5 — пересмотрите договоры с контрагентами

В случае если в договорных отношениях с партнёрами зафиксирована твёрдая цена без каких-либо оговорок, связанных с налогообложением, корректировка стоимости товаров, работ или услуг без достижения консенсуса с другой стороной становится невозможной. Учитывая, что перспектива получения согласия на увеличение уже утверждённых цен весьма сомнительна, целесообразно заблаговременно включить в договор пункт, который позволит в одностороннем порядке увеличивать стоимость в ситуации изменения ставки НДС.

Для компаний, которые в настоящее время исчисляют налог на добавленную стоимость по ставке в 20 процентов, целесообразно предусмотреть в контрактах, предусматривающих отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в 2026 году, специальный пункт, касающийся налоговых рисков.

«Если в законодательстве Российской Федерации произойдут изменения, связанные с увеличением ставок налога на добавленную стоимость, поставщик получает право в одностороннем порядке скорректировать итоговую стоимость товаров (работ, услуг) с учётом НДС — в пропорции, соответствующей изменению налоговой ставки. При этом базовая стоимость товаров (работ, услуг) без учёта НДС останется неизменной».

Плательщикам упрощённой системы налогообложения, которые в 2025 году будут освобождены от уплаты НДС, стоит включить в договор следующий пункт:

Если Поставщик утратит право на освобождение от налога на добавленную стоимость, то стоимость товаров, работ или услуг будет увеличена на сумму НДС. Иными словами, к цене, зафиксированной в данном Договоре, добавится налог на добавленную стоимость, и покупатель будет обязан уплатить эту сумму сверх согласованной стоимости товаров, работ или услуг.

Допустим, есть поставщик — предприятие, применяющее упрощённую систему налогообложения (УСН), которое начнёт уплачивать НДС лишь с 2026 года. С другой стороны — покупатель, работающий по общей системе налогообложения (ОСНО), уже давно учитывающий НДС и имеющий возможность использовать «входной» налог для уменьшения своих налоговых обязательств.

В данном случае поставщик, использующий УСН, может увеличить стоимость своих товаров или услуг на величину ставки НДС. При этом его итоговая выручка не сократится, поскольку увеличение налоговых выплат будет компенсировано повышением цен.

Для покупателя, применяющего ОСНО, такое повышение цен также не станет проблемой. Он сможет воспользоваться правом на вычет «входного» НДС и тем самым снизить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, при условии, что приобретённые товары или услуги используются в деятельности, облагаемой НДС, а поставщик оформил счета-фактуры с чётким указанием суммы добавленного налога.